К ДРУГИМ РАЗДЕЛАМ САЙТА
You need to upgrade your Flash Player or to allow javascript to enable Website menu.
Get Flash Player

Что такое медитация?




ДРУГИЕ РАЗДЕЛЫ САЙТА:

ЭЗОТЕРИКА

МЕДИТАЦИЯ

ЗДОРОВЬЕ


Получать новые статьи

Написать статью

Добавить банер

Добавить ссылку

Поделиться

Обратная связь


Ошибка в тексте? Выделите ее
мышкой и нажмите Ctrl+Enter Система Orphus
познание себя


ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Гуманистическая психология

Основное внимание гуманистическая психология уделяет изучению человека и рассматривает его в качестве уникальной целостной системы, не как что-то данное изначально, а как "открытую возможность" для развития и роста. Каждый из нас - особенен и неповторим. Каждый и нас постоянно творит свою судьбу и осознает свое предназначение.

Основными жизненными ценностями для человека определяются самоактуализация, свобода воли, приятие ответственности, любовь, психическое и психологическое здоровье, межличностные отношения.

Как отдельное течение гуманистическая психология начала существовать в начале шестидесятых годов ХХ ст., выступив в качестве альтернативы популярным на то время бихевиоризму и психоанализу и став известной в качестве "третьей силы". В отличии от этих двух направлений, которые оценивают человека как абсолютно зависящего или от бессознательных инстинктов, или от внешнего мира, гуманистическая психология видит в нем свободную личность, самостоятельно осуществляющую выбор между существующими возможностями, отвечающую за свою судьбу и стремящуюся к развитию и самосовершенствованию.

Гуманистическая психология не относится к строгим теоретическим системам, ограниченным определенными рамками – ее следует рассматривать скорее как направление или движение (группу гуманистически ориентированных подходов к пониманию человека, включающих в себя практику психиатрического лечения и психологического консультирования).


Основные принципы гуманистической психологии:

  • Принцип развития, подразумевающий, что человек, такой как он есть сейчас, - лишь возможность и ему необходимо вырасти в сторону того, кем он может и должен стать. Самоактуализация - врожденная потребность человека, но для ее достижения необходима осознанная внутренняя работа над собой.
  • Принцип гуманности, подразумевающий, что люди изначально добры и лишь внешние обстоятельства препятствуют раскрытию их подлинной сути и делают агрессивным и враждебно настроенным по отношению друг к другу.
  • Принцип активности, который подразумевает в человеке способность совершать самостоятельные поступки, мыслить и творить. Другой человек (к примеру, психотерапевт) может оказать ему поддержку, выступить в качестве безусловно принимающего субъекта, который создает благоприятную атмосферу для роста и развития. Психотерапевт меняет установки человека, помогает ему принять ответственность на себя и вместе с этим ничему не учит и не дает никаких наставлений.
  • Принцип целостности, согласно которому человек должен рассматриваться и изучаться во всей своей полноте, как единое и неделимое целое.

Представителями этого направления являются А. Маслоу, В. Франкл, К. Роджерс, Р. Мэй, Э. Шостром, Г. Олпорт, Ш. Бюлер, С. Джурард, Ф. Бэррон, Д. Бьюдженталь, и другие.

Клиент-центрированная терапия Карла Роджерса

Карл Роджерс

К одному из наиболее существенных аспектов в теории К. Роджерса принято относить сформированную им идею о том, что каждый человек ведет жизнь в своем собственном непрерывно изменяющемся мире и в центре этого мира расположен он сам. Это личное пространство получило название феноменального мира. Оно не принадлежит к внешнему физическому миру, а объединяет все чувства человека, вне зависимости от того, являются они осознанными или же нет. В личностном мире человека лишь очень немногое переживается осознанно, при этом часть опыта с легкостью формируется в образы, а остальная часть остается в качестве невнятных переживаний. Реальность глазами психолога - это индивидуальный личностный мир восприятия человека. Иначе говоря, личность реагирует вовсе не на абсолютную действительность, а на собственное уникальное восприятие этой действительности.


Все это раскрывается через три основных принципа:

  • Понять поведение человека можно не с позиции наблюдателя, а с позиции самой личности, ее субъективного восприятия действительности;
  • Человек самостоятельно определяет свою судьбу, свободен выбирать и принимать решения;
  • По своей природе человеческие существа добры и стремятся к совершенству.

Всем людям свойственна одна главная потребность - актуализироваться и расти в сторону зрелости. Так или иначе, но они движутся в направлении все большей ответственности, сознательности и свободы. Необходимость в самореализации присутствует в нас от рождения, но общественные нормы и рамки, закладываемые стереотипы и воспитание вынуждают нас позабыть свое истинное призвание и предназначение, согласившись с навязанными со стороны ценностями. Именно в этом скрывается причина аномального поведения людей.

В ходе терапевтических сеансов психолог пытается помочь человеку как можно больше раскрыться, реализоваться. Используемые Роджерсом методы стали известны как личностно-ориентированная или клиент-центрированная терапия. Главные принципы этого подхода к исцелению человека - конгруэнтность, эмпатия и безусловное положительное принятие.

Конгруэнтность можно определить такими терминами как искренность, доступность, честность, отзывчивость, нахождение в настоящем моменте. Для консультирующего терапевта условие конгруэнтности подразумевает необходимость поддержания во время сеанса прямого, непосредственного контакта, восприятие чувств клиента и способность их осознать, отсутствие аналитического подхода, способность быть естественным, воспринять чувства клиента и создать доверительные отношения. Со стороны клиента конгруэнтность подразумевает, что, при созданных терапевтом соответствующих условиях (приятие его как личности и предоставление ему возможности быть самим собой), у него появляется шанс поделиться тем аспектом себя, который он считает неверным, плохим и отталкивающим. В итоге происходит интеграция клиента в Я-неискаженный личностный опыт.

В ходе психотерапевтической работы Роджерс стремился предоставить человеку возможность как можно больше раскрыться и самореализоваться. Он акцентирует внимание на поддержке, которая оказывает клиенту эмпатия. Этим личностно-ориентированный подход отличается от стандартного, который подразумевает, что терапевт заранее знает настоящие причины существующих проблем, и ему также известно, что нужно для того, чтобы улучшить состояние дел. Эмпатия - это способность ощущать внутреннее пространство других как свое собственное, однако при непременном наличии этого условия "как будто".

Безусловное положительное отношение - принятие, уважение, забота, положительная оценка, бескорыстность, теплота. Суть этого подхода заключается в том, что возможность продвинуться вперед для человека значительно увеличивается, когда его поощряют за гуманность и если он может почувствовать себя в безопасности, ощутить свободу. Роджерc был убежден, что в случае полного положительного приятия и понимания люди смогут начать расти в направлении, являющимся для каждого из них своим, единственно верным и уникальным. Если людям удается быть самими собой, в них, как это ни удивительно, начинают происходить перемены, поскольку как сам человек, так и его взаимоотношения с окружающими становятся искренними и настоящими, а такая подлинность прекрасна потому, что она наполнена смыслом и жизненной энергией. Этот подход подразумевает устранение чувств сомнения и тревоги, человек самостоятельно начинает открываться собственному опыту, осознает и принимает все то, что до этого отвергал.


Основные принципы клиент-центрированной терапии:

  • Используются лишь те сведения о человеке, которые достоверны и имеют значение; в отличии от психоанализа, прошлому опыту не придается большого значения;
  • Взаимодействие с клиентом проходит "лицом к лицу", а обязательные атрибуты психоаналитического сеанса (такие как кушетка) исключаются, поскольку они препятствуют сближению и установлению контакта и эмпатии;
  • Отсутствие интерпретаций, рекомендаций и суждений;
  • Помимо безусловного положительного отношения позже возможны и другие эмоции, в том числе и отрицательные;
  • В результате терапия должна привести к расширению сознания и интеграции (объединению) разделенных аспектов личности, позволяющая человеку стать целостным существом.

Основной задачей личностно-ориентированной терапии является формирование полноценной личности, открытой новому опыту, без психологических защит, осознающей ответственность за свою жизнь и свои поступки, относящейся к другим людям как к уникальным существам, имеющей творческий подход к жизни, объективную и достаточно высокую самооценку, осознающей свои колоссальные возможности, участвующей в экзистенциальном потоке жизни.

Роджерс говорил, что христианской религией было культивировано убеждение, что все человеческие существа по своей изначальной сути злы и грешны. Позже этот отрицательный подход к человеческой природе был еще больше усугублен Фрейдом, который сформировал образ человека, движимого Эго и бессознательными инстинктами и который проявляет себя в жестокости, насилии, убийстве и прочих ужасных поступках.

"Я знаю, что поскольку людям свойственны внутренний страх и чувство беззащитности, они способны на действительно жестокие, ужасающие, регрессивные, недостойные человека поступки. Однако одним из самых многообещающих и поразительных переживаний для меня есть работа с подобными людьми и раскрытие в них позитивных качеств, существующих на очень глубоких уровнях, как, впрочем, и в каждом из нас".

Кардинально расходясь с теорией Фрейда, Роджерс верил в естественное развитие человека, ведущее к "конструктивному осуществлению" присущих ему от рождения возможностей.

"Поэтому, в тот момент, когда такой сторонник теории Фрейда, как Карл Меннингер, заявляет, что любой человек воспринимается им как "врожденное зло", а еще более дословно "врожденное деструктивное", в ответ я могу лишь в недоумении пожать плечами".

Исходя из всего вышесказанного, можно заключить, что Карл Роджерс испытывал глубочайшее, духовное чувство уважения истинной природе человека. Он утверждал и искренне верил, что для всех людей характерно естественное стремление продвигаться к собственной свободе, зрелости и самореализации.

Теория самоактуализации Абрахама Маслоу

Абрахам Маслоу

Если ранее психология занималась изучением людей с разнообразными психическими недостатками и, опираясь на полученные результаты, формулировала различные теории личности, Абрахам Маслоу предложил исследовать психически здоровых и полноценных людей, сформировав впоследствии положительный взгляд на природу человека.

Согласно Маслоу, наблюдаемые в социуме агрессия и жестокость существуют не как естественные явления, а обусловлены неправильным воспитанием, ошибочными и негуманными условиями жизни, а также традициями, стереотипами и условностями, которые свойственны обществу. Согласно гуманистическому подходу, психология должна обратить свое внимание на психически здоровых, гармонично развитых людей, котором удалось достичь самоактуализации. Понимание того, каким образом этим людям удалось достичь вершины своего развития, поможет другим людям в их собственной реализации. Помимо этого, каждого человека следует рассматривать как единое, уникальное и целостное существо, а не в качестве отдельных проявлений его поведения (как это делают бихевиористы).

По убеждению Маслоу, возможность для развития в позитивную сторону в каждом из нас заложена изначально, а негативные и деструктивные качества проявляются у людей не в результате каких-либо врожденных пороков - причиной тому служат неудовлетворенные потребности. Исходя из этого, была сформирована иерархия потребностей (пирамида потребностей Маслоу), состоящая из ряда ступеней.

  • Первая ступень - физиологические, естественные потребности, благодаря которым обеспечивается выживание человека (пища, секс).
  • Вторая ступень - потребность чувствовать защиту и надежность: стремление к физическому здоровью, финансовой обеспеченности и уверенности в будущем.
  • Третья ступень - потребность в окружении других людей, в понимании, внимании, сострадании и любви.
  • Четвертая ступень - потребность быть признанным, в чувстве собственного достоинства и значимости.
  • Пятая ступень - осознание необходимости развития собственного потенциала, духовного роста и реализации.

До тех пор, пока не будут удовлетворены все остальные потребности, прийти к самоактуализации практически невозможно. Пока этого не произойдет, они будут для человека первостепенными ("Человек способен жить и одним хлебом, если ему будет не доставать хлеба"). И лишь тогда, когда базовые потребности оказываются удовлетворенными, у человека возникают более высокие мотивы - необходимость в развитии, поиске смысла жизни, осознания своего предназначения.

Понятие самоактуализации - одно из наиболее важных в теории Маслоу. Под ней он понимает внутреннюю жажду полностью реализовать свой изначальный потенциал. И все же, учитывая то, что потребность в самоактуализации присутствует в каждом из нас от рождения, чаще всего она остается не реализованной до того момента, пока не будут удовлетворены остальные потребности. "Если базовые потребности не удовлетворены и для личности доминируют, к примеру, физиологические потребности, тогда возможно, что остальные станут для него попросту несущественными и отойдут на задний план". Их неудовлетворение ведет к различным расстройствам психики. Позже Маслоу добавил, что если ранее потребности личности в безопасности, признании и любви были в полной мере удовлетворены, он становится способным переносить их отсутствие в настоящем и самоактуализироваться, невзирая на неблагоприятные условия.

В целом под здоровым человеком Маслоу подразумевает автономную, спонтанную, способную принимать себя и других, чувствительную и творческую личность, обладающую чувством юмора, нестандартным мышлением и способностью к так называемым мистическим (пиковым) переживаниям. Сравнивая больного и здорового человека, Маслоу писал, что самоактуализирующаяся личность необычна не потому, что к ней было нечто добавлено, а по тому, что ее развитие происходило естественно, в ней ничего не было искажено либо утрачено.

Теория самоактуализации Маслоу оказала существенное влияние на развитие психологии в целом и на практику психотерапии и воспитания в частности. Ее влияние стало еще более сильным благодаря тому, что концепцию восприняли не как очередную научную теорию, а как идеологию, которая продвигает человечество на пути реализации его потенциальных возможностей. Развивая свои идеи, Маслоу приходит к осознанию существования новых областей и видит новые горизонты, которые гуманистическая психология не может в себя вместить, в результате чего принимает участие в создании новой, “четвертой силы”, под названием трансперсональная психология.


Подробнее об Абрахаме Маслоу и теории самоактуализации

Теория личностных черт Гордона Олпорта

Гордон Олпорт

Еще в древней Греции, а до этого в древнем Китае, был сформирован взгляд на человека, напоминающий современную теорию личностных черт. Галлен полагал, что в соответствии с соотношением жидкостей в теле человека, формируется один из четырех видов темперамента. В трудах множества философов всех веков до начала ХХ ст. можно найти явные указания на наличие в человеке таких качеств как интроверсия-экстраверсия, стабильность - нейротизм. Во второй половине 80-х годов минувшего столетия над теорией черт интенсивно работали Р. Маккрей и П. Коста, которые рассматривали личностные черты как главные условия при формировании представлений, навыков и привычек.

Согласно теории личностных черт Гордона Олпорта, каждый человек является уникальным индивидуумом по своей психической основе (системе черт) и благодаря этому отличается от остальных людей. Наряду с этим ему характерен обширный спектр заранее известных типичных реакций на разнообразные жизненные ситуации. Иными словами, не смотря на свою уникальность, человек проявляет некое постоянство в мышлении, действиях и эмоциях, вне зависимости от хода времени, обретенного опыта и происходящих событий. Однако, наряду с этим, каждая личность является уникальной и эту уникальность лучше всего можно понять узнав ее конкретные черты.

Черта - это заранее известная реакция человека на широкий спектр возможностей и ситуаций. Это свойство психики, преобразующее совокупность внешних стимулов и формирующее множество соответствующих реакций. Например, для человека, склонного к агрессии, нейтральная ситуация будет выглядеть как угрожающая, а боязливый от каждого человека будет ожидать критики в свой адрес.

Олпорт определяет черты как единицы, позволяющие дать характеристику личности. В ходе человеческой жизни одни из них превращаются в кардинальные и центральные, другие - в подчиняющиеся и второстепенные. Все вместе они формируют фокус личности.

Кардинальные черты доминируют в жизни человека почти в каждой ситуации, а центральные, хотя и характерны для него, но, не смотря на это, проявляют себя не всегда.

Основная цель психологии личности по Г. Олпорту - изучение уникальности каждого человека. "Индивидуальность представляет собой наиболее важную характеристику природы человека". Эта неповторимость выражается в интеграции отдельных черт в уникальный гештальт.

Развитие каждого отдельного человека Гордон Олпорт видит как процесс, в ходе которого один вид единства и целостности сменяется другим. Здесь он рассматривает три этапа, во время которых происходит формирование личности в единое целое:

  • детский этап;
  • этап относительной дифференциации;
  • этап интегрированного единства.

Во время первого этапа ребенок является единым целым и почти в каждой ситуации реагирует исходя из принципа "все или ничего". Второй этап знаменуется разрушением этого единства и зарождением разграничения отдельных мотивационных составляющих (подростковому периоду характерны неупорядоченные мотивы и устремления). На третьем этапе происходит интеграция личности с отдельным центром, представляющая собой структуру "Я".

Г. Олпорт ввел особый термин - проприум ("присущий", "свойственный"). Проприум задает вектор развития жизни человека и является его положительным качеством - творческим, стремящимся к развитию и совершенству.

Кроме того, Олпорт видел человека как существо, постоянно устремленное в будущее."Если вы хотите понять личность, следует обратиться к тому, чем она стремится стать. В каком бы состоянии не пребывал человек, каждое и них сориентировано в направлении его будущих возможностей"..

Исходя из сказанного выше, можно заключить, что теория личностных черт Гордона Олпорта - это своеобразный синтез гуманистического и индивидуального подходов к изучению и пониманию человека. Индивидуальный подход выражается в желании разобраться и спрогнозировать ход развития личности. Гуманистичность выражается в стремлении определить все возможные грани человеческого существа, в том числе потенциал индивидуального развития, познания себя и самоактуализации.

Экзистенциальная терапия Виктора Франкла

Виктор Франкл

Очень хорошо известна фраза З. Фрейда, содержавшаяся в одном из его писем к Марии Бонапарт:"Когда кто-либо начинает задумываться о смысле своей жизни, это является признаком того, что этот человек тяжело болен". Также знаменита еще одна его фраза: "В ходе своего изучения громадного здания психики человека я остался в его подвале".

Заинтересовавшись психоаналитической теорией еще в юном возрасте, а позже увлекшись индивидуальной психологией А. Адлера, Виктор Франкл не удовлетворяется ни одним из этих направлений, не пожелал оставаться в “подвале” и некоторое время спустя развил свою теорию и практику психотерапии. Не соглашаясь со скептицизмом Фрейда, как раз таки в стремлении отыскать смысл жизни Франкл видит путь ко всем видам здоровья - психическому, психологическому и душевному, а потерю смысла считает основной причиной не только различных расстройств психики, но множества других проблем человека.

"В теории Фрейда сказано о принципе удовольствия, равносильного воле к удовольствию; сторонники Адлера говорят о стремлении к общественному статусу, что равнозначно воле к власти. Однако где же тогда в людях их духовная составляющая, где их изначальное желание жить жизнью, полной смысла, реализовать по максимуму свои возможности, где их воля к смыслу? Эта воля, это стремление - уникальное явление, которое характерно лишь человеку, поскольку животные не способны интересоваться смыслом своего существования. Но психотерапия превращает ее в разновидность невроза, в нечто ненормальное. Терапевт, игнорирующий духовное начало в человеке, не принимающий во внимание его жажду к смыслу, этим самым пренебрегает одним из его наиценнейших качеств".

Созданное и развитое Франклом направление получило название логотерапия (от греческих слов “logos” - слово и “terapia” – лечение, забота) и также известно как экзистенциальная терапия или экзистенциальный анализ. Согласно ему, основным жизненным принципом для каждого индивидуума есть стремление осознать смысл своей жизни и исполнить свое предназначение. Смысл обретает свое отражение в жизненных ценностях, которые можно подразделить на три разных категории: ценности творчества, ценности чувств и ценности взаимоотношений. Вместе с этим, Франкл выделяет 3 уровня бытия для каждого человека: биологический, психологический и духовный. Свобода воли, по убеждению Виктора Франкла, нераздельно связанна с приятием на себя ответственности за принимаемое решение, без чего она становится безрассудством. Логотерапия подразумевает понимание людьми необходимости жить исходя из осознания своего истинного предназначения в любых обстоятельствах, даже самых сложных и критических.

Если кто-либо из нас не видит ответа на вопрос "в чем смысл жизни?", это непременно создает состояние фрустрации, в жизненном пространстве такого человека возникает так называемый экзистенциальный вакуум (ощущение опустошенности и тщетности бытия). Кроме того, Франкл утверждает, что в действительности не люди начинают интересоваться этим вопросом, а само существование делает его актуальным, ставит нас перед необходимостью постоянно искать на него ответ, и не словестный, а выраженный пониманием, конкретными поступками и собственным развитием. "Для человека бесполезно пытаться ответить на вопрос о том, "в чем смысл жизни?" при помощи логических рассуждений, для него очень важно понять, что он сам является тем, кому адресован этот вопрос".

Если вы ощущаете свою жизнь бессмысленной, Виктор Франкл советует осознать и почувствовать свою уникальность, постараться понять, насколько ценной является ваша жизнь и насколько это прекрасно – просто быть живым человеческим существом, способным дышать, чувствовать, творить и любить. Человеку необходимо также увидеть ценность остальных людей и всего мироздания, понять, что он пришел в этот мир не случайно, что с его отсутствием эта жизнь стала бы намного беднее, что он нужен Существованию, и нужен именно таким, каким оно его создало. Смыслом наполнено каждое мгновение этой жизни, даже если какие-то из них выглядят для нас трудным, жестоким и несправедливым. Понимание этого позволяет стать уверенным в себе, в своих силах, своей важности и полноценности. Невозможно, чтобы наша жизнь оказалась лишенной смысла, какими бы небыли условия – наоборот, эти условия всегда являются наилучшими из возможных для нашего развития и роста, а человеку следует лишь увидеть, почувствовать и осознать это.

Согласно Виктору Франклу, смысл жизни можно отыскать в следующих сферах:

  • в творчестве;
  • в эмоциональных переживаниях;
  • во взаимоотношениях с другими людьми.

Из всех этих 3-х категорий ценностей основное значение отдается ценностям творчества, а среди ценностей переживаний основным Франкл называет любовь, которая обладаем самым большим потенциалом.

Полноценная жизнь доступна для каждого из нас, какими бы разными мы ни были и в каких бы различных условиях не находились. Научить этому нельзя – вопрос о смысле жизни индивидуален и всем предстоит найти его собственными силами. Ни психолог, ни кто-либо другой не может просто его преподнести, но все же, терапевт способен оказать содействие на пути к его осознанию. Поэтому, основной своей задачей логотерапия определяет содействие людям в обретении ими смысла.



Во всем вышесказанном можно проследить наиболее существенные принципы логотерапии:

  • Человек не способен жить полноценно, если теряет смысл жизни. Он утрачивает покой до тех пор, пока снова не обретет цель и смысл своего существования;
  • Смысл жизни не может быть дан человеку кем-то другим – каждый должен найти его самостоятельно, а роль психотерапевта заключается лишь в том, чтобы стимулировать пациента отыскать его внутри себя.

В каждом человеке Франкл видит творца в ходе всей своей жизни творящего собственную судьбу, свое развитие и свою духовность, а его поступки подразделяет на три разновидности::

  • созидающие духовность и способствующие росту и развитию духовной личности;
  • деструктивно влияющие на духовность;
  • нейтральные к духовному росту.

Человек ответственен за совершаемые им поступки, а уклонение от ответственности - это тоже поступок, за который приходится отвечать. Каждый индивидуум свободен в том, как ему поступать и какие принимать решения, но смысл жизни появляется лишь в случае принятия решения, ведущего к созидательности.

Созидательные поступки сориентированы на поиски трех основных видов ценностей. Для всех нас эти ценности являются индивидуальными, поэтому человек, пытающийся отыскать ответ на вопрос о том, в чем смысл жизни, обретает себя именно в той сфере, которая позволит ему реализовать свой изначальный потенциал.

Если вы ощущаете бессмысленность своего бытия, Франкл рекомендует воспользоваться двумя методами: парадоксальной интенцией и дерефлексией.

Метод дерефлексии подразумевает устранение повышенного контроля над своим поведением, раздумий о личных трудностях, избавление от того, что известно как самокопание.

Метод парадоксальной интенции подразумевает, что психотерапевт стимулирует своего клиента на взаимодействие с тем, от чего тот пытается уклониться, на проработку того, что тот пытается забыть и на осуществление того, на что он не решается. В этом случае довольно часто применяется чувство юмора, в котором В. Франкл видит проявление свободы, точно также, как в трудной ситуации проявлением свободы является осознанное поведение.

Личный опыт автора в роли узника в фашистском концлагере, описанный в книге "Сказать жизни "Да!", демонстрирует истинность его подхода. Именно тогда В. Франкл пришел к пониманию того, что даже в самых трудных и ужасных условиях существует возможность оставаться человеком, превосходя сложившиеся обстоятельства - в этом поможет осознавание наличия смысла в своей жизни.


Нравится



НОВОСТИ ПО ТЕМЕ

Скачать книги:

Карл Роджерс - Клиенто-центрированная терапия

Карл Роджерс - Становление личностью

Абрахам Маслоу - Новые рубежи человеческой природы

Абрахам Маслоу - На подступах к психологии бытия

Абрахам Маслоу - Дальние пределы человеческой психики

Гордон Олпорт - Становление личности

Виктор Франкл - Человек в поисках смысла

Виктор Франкл - Сказать жизни "Да!"


Ссылки:

www.hpsy.ru   (сайт по экзистенциальной и гуманистической психологии).

www.rogers.psy4.ru   (Карл Роджерс - биография, теория, феноменологический подход).