К ДРУГИМ РАЗДЕЛАМ САЙТА
You need to upgrade your Flash Player or to allow javascript to enable Website menu.
Get Flash Player

Что такое медитация?




ДРУГИЕ РАЗДЕЛЫ САЙТА:

ЭЗОТЕРИКА

МЕДИТАЦИЯ

ЗДОРОВЬЕ


Получать новые статьи

Написать статью

Добавить банер

Добавить ссылку

Поделиться

Обратная связь


Ошибка в тексте? Выделите ее
мышкой и нажмите Ctrl+Enter Система Orphus
познание себя


АБРАХАМ МАСЛОУ

Абрахам Маслоу

“Нет никакой необходимости использовать термин “гуманистическая психология”, потому что прилагательное в этом случае абсолютно не требуется. Меня не следует считать антибихевиористом. Я — антидоктринер. Я выступаю против всего того, что закрывает перед человеком двери и отрезает возможности”.

Абрахам Маслоу


Черты из биографии

Абрахам Гарольд Маслоу родился в 1908 году в Бруклине, Нью-Йорк в еврейской семье, которая переехала из России. Он был первым из 7 детей Самуила и Розы Масловых и если бы не определенные обстоятельства, вполне возможно, что знаменитого психолога мы бы сейчас знали как Абрама Григорьевича Маслова.

Детство Маслоу трудно назвать благополучным. Его отца постоянно не было дома, а мать была чрезмерно строгой и обусловленной. Упоминая отца, Маслоу характеризовал его как человека, любившего "выпивку, драки и общество женщин". Он также часто говорил своему сыну, что тот несмышлен и некрасив. Взаимоотношения с матерью оказались еще более сложными и враждебными. Она была крайне религиозной личностью и часто страшила сына наказанием свыше за непослушание. В итоге Маслоу возненавидел религию и очень сильно усомнился во Всевышнем. Со временем он наладил отношения с отцом, однако так и не сумел простить свою мать за то, каким образом она вела себя с ним, когда он был еще ребенком и даже не пришел на ее похороны.

Когда Маслоу исполнилось 9 лет, его родители из еврейского района перебрались в другой. У Абрахама были характерные черты еврейской внешности и поэтому ему пришлось столкнуться с многими трудностями. Он рос одиноким, тихим и застенчивым ребенком.

"Принимая во внимание условия, в которых прошло мое детство, приходится только удивляться по поводу того, что у меня не развилось какие-либо психическое заболевание. Я был еврейским ребенком в нееврейской среде. Что-то вроде первого чернокожего в учебном заведении для белых детей. Я рос без друзей, один и практически все свободное время проводил в читальных залах посреди книг".

Жизнь — это непрерывный процесс, в котором постоянно приходится выбирать. Практически все время для человека существует возможность выбора: или отступить, или продвинуться вперед. Или возвращение к еще большим страхам, опасениям и защитам, или же развитие и духовный рост. Сделать выбор в сторону развития, а не страха десяток раз за день — означает сделать десять уверенных шагов на пути к самореализации.

Кроме того, в детстве и юношестве Маслоу не был наделен красивой внешностью. Худощавое телосложение и большой нос превращали его персону в отталкивающе-комичную. Сам он настолько болезненно относился к этим недостаткам, что нередко избегал поездок в метро, долго ожидая вагон без пассажиров, чтобы никому не попасться на глаза. Вероятно, как раз по этой причине некоторое время спустя его заинтересовали идеи Альфреда Адлера - сам он являлся их живым воплощением. Недостатки своей неприглядной внешности он поначалу пробовал сгладить усиленными физическими упражнениями, а после того, как в этой сфере успехов достигнуть не удалось, с не меньшим усердием занялся научной деятельностью.

Окончив в 1926 году школу, в которой Абрахам был одним из лучших учеников, он по рекомендации отца пошел учиться в юридический колледж Нью-Йорка. Однако юноше хватило двух недель для осознания того, что быть адвокатом - это совсем не его. С наукой под названием психология вплотную Маслоу познакомился в Конрельском университете. Тогда же его увлекает музыка великих композиторов и театр. Два раза в неделю он посещает концерты в Карнеги-холл.

В 1928 он перебирается в Мадиссон в Висконсинский университет, на базе которого оканчивает курс по изучению психологии, после чего в 1930 году становится бакалавром, через год магистром и еще два года спустя получает степень доктора психологии. В личной жизни Абрахама тоже произошли перемены - он берет в жены свою кузину Берту Гудман, которую любил еще со школьных лет, однако ранее не решался признаться в своих чувствах, опасаясь отказа. Но его любовь оказалась взаимной. Именно тогда он пережил свое первое "пиковое переживание", которые впоследствии заняли одно из самых значительных мест в его теории. Тот факт, что его любовь не осталась безответной, стал большой поддержкой для Маслоу. Женитьба и учеба стали для него ключевыми жизненными событиями. "По большому счету, жизнь началась для меня лишь только тогда, когда я переехал в Висконсин и начал семейную жизнь".

В 1934 году Маслоу снова переезжает в Нью-Йорк, работает при Колумбийском университете вместе с известным бихевиористом Эдвардом Торндайком. Вначале он также был сторонником бихевиоризма, восхищаясь трудами Джона Уотсона, однако вскоре его увлекли другие подходы.

"Именно благодаря замечательной программе Уотсона я оказался в психологии. Однако ее основной недостаток в том, что она применима лишь в лабораторных условиях и только для них. Она не способна сформировать общий взгляд на человека, создать парадигму жизни, обобщенную теорию человеческой природы. Она не способна создать никаких жизненных ориентиров, ничего не говорит о ценностях и о свободе воли. Это не более чем способ накопления сведений о поведении людей, о том, что возможно увидеть, услышать и ощутить лишь при помощи чувственного восприятия".

Абрахам Маслоу

В 1937 году Абрахам Маслоу согласился занять должность профессора при Бруклинском колледже, в котором проработал четырнадцать лет. Нью-Йорк того времени он вспоминает как центр мира психологии: услуги психологов, психотерапевтов и психоаналитиков - на тот момент психологическое консультирование было очень распространено. Здесь Маслоу познакомился с рядом знаменитых ученых из европейских стран, искавших в Соединенных Штатах убежища от нацизма: Альфредом Адлером, Эрихом Фроммом, Маргарет Мид, Карен Хорни, Куртом Гольдштейном, а еще с Рут Бенедикт и "отцом" гештальтпсихологии Максом Вертгеймером. Два человека, замыкающих этот список, стали наставниками и близкими друзьями для Маслоу, а также побудили его к изучению самоактуализирующихся личностей.

"Моя работа, связанная с изучением самоактуализации совсем не была спланирована заранее. Она была попыткой молодого ищущего человека понять двоих необычайных людей, которыми он восторгался и которых искренне любил. Но мне не было достаточно того, чтобы просто безумно любить их, мне хотелось понять, каким образом им удается так кардинально отличаться от других живущих в этом мире людей".

Захватывающий опыт общения в неформальных беседах со столь выдающимися личностями помогли в формировании последующих гуманистических воззрений Маслоу. Однако изначально его идеи вызвали у американских психологов, сторонников бихевиоризма или фрейдизма, очень негативную реакцию. В то время как студенты практически боготворили Маслоу, известные психологические издания отказывались публиковать его научные труды, а коллеги на кафедре просто избегали.

В 1951 году Маслоу возглавил кафедру психологии в недавно основанном университете Брандейса и занимал эту должность до 1969 года. С этого момента его идеи со временем признаются, а гуманистическая психология формируется в качестве самостоятельного направления. К Маслоу приходит признание, а в 1967 году его даже избирают главой Американской ассоциации психологов, чему он сам искренне удивился.

Абрахам Маслоу ушел из жизни 8 июня 1970 г. в Менло-Парк, Калифорния, в возрасте шестидесяти двух лет от сердечного приступа, который стал результатом заболевания сердечнососудистой системы.

Теория самоактуализации

Теория самоактуализации

Начала теории самоактуализации, ставшей основой будущего направления - гуманистической психологии, Абрахамом Маслоу впервые изложил в обобщенной форме в 2-х небольших по объему статьях в журнале "Психологическое обозрение", которые увидели мир в 1943 году, а позже, в более обширном виде, вошли в его труд "Мотивация и личность". В этих публикациях Маслоу попытался изложить новый взгляд на изначальную природу человека, разительно отличавшийся от существующих на то время традиционных воззрений.

На его взгляд, психоанализ сосредотачивается на изучении больных людей с разнообразными психическими отклонениями, а бихевиоризм просто сводит жизнь человека до уровня стимульно-реактивного механизма. Эти "дефицитарные психологии", как о них отзывался Маслоу, не учитывают множества общественных факторов и индивидуальных характеристик личности, таких как сострадание, любовь и др. Исходя из всего этого, формулируются различные теории личности. Но где же тогда человеческое в человеке? Именно это и стремился изучать Маслоу, призывая брать за эталон полноценных и реализованных людей.

Маслоу высказал предположение о том, что абсолютное большинство людей (а вполне возможно и все) жаждет внутренней реализации и, осознанно или же нет, пытается ее найти. Он пришел к выводу о том, что побуждение человека реализовать его собственный потенциал не только естественно, но и необходимо. Однако лишь некоторым личностям, чаще всего, одаренным, удается этого достичь (по мнению Маслоу менее чем 1% из всего населения земли). Столь печальная картина вырисовалась потому, что люди попросту не способны разглядеть свой собственный потенциал, даже не догадываются о нем и не видят никакой пользы от самосовершенствования и самопознания. Они больше склонны испытывать сомнения по поводу своих возможностей и даже бояться их, тем самым делая самоактуализацию невозможной. Подобное явление Маслоу определил как комплекc Ионы, который характеризуется боязнью стать успешным человеком, развить свои таланты и способности. Этот комплекс у многих людей стоит непреодолимой преградой на пути к их собственному величию.

Самоактуализация – не просто окончательная точка нашего путешествия, но также и само путешествие, а еще его движущая сила. Она подразумевает постоянное использование не только всех ясно осознаваемых, но также и всех интуитивно ощущаемых возможностей.

Кроме того, общество с его традициями и стереотипами, подавляет всяческую тенденцию к актуализации различными рамками, правилами и нормами поведения. Хорошим примером этому служит социальный стереотип мужественности - такие ценные человеческие черты как сострадание, нежность, открытость, доброта считаются не характерными для настоящего мужчины.

Исходя из вышесказанного, становится ясным, что для того, чтобы свои высшие потенциалы смогло актуализировать большое количество людей, необходимы подходящие условия или же точнее, людям необходимо общество, которое бы способствовало наиболее полному раскрытию их внутреннего потенциала. Однако где же такое общество найти? За всю историю человечества, ни одно из них не только не предоставило людям возможности для их индивидуального развития и роста, но даже наоборот, всячески стремилось подобные тенденции подавить. Ни одному из обществ не нужны свободномыслящие и яркие индивидуальности - ему нужны лишь серые личности, винтики в колесе, которые должны соответствовать средним статистическим нормам, которые должны жить тихо и спокойно, и также тихо и спокойно умереть.

Еще одним препятствием на пути к самоактуализации является боязнь нового и привязанность к старому. Процесс роста подразумевает готовность совершать ошибки, рисковать, оказываться в новых ситуациях и отбрасывать былые привычки. Самоактуализация требует от личности быть готовым отказаться от привычного и безопасного старого и сделать шаг навстречу неизвестному новому. А для этого нужно мужество, которого многим людям попросту недостает.


Самоактуализирующийся человек

Самоактуализация (от лат. actualis - "подлинный", "настоящий") - стремление человека к наиболее полному проявлению и развитию существующих в нем положительных качеств, возможностей и талантов. Это процесс, в котором личность осознает свое призвание и жизненное предназначение, стремясь к его выполнению и в то же время продвигаясь в направлении самопознания, внутренней гармонии, единства и целостности.

Сам Маслоу, отвечая на вопрос о том, что такое самоактуализация, определил это понятие как стремление человека быть тем, кем он способен и кем должен стать.

"Композитор должен сочинять музыку, художнику надлежит создавать картины, а поэту – слагать стихотворения. Людям следует быть теми, кем им предназначено быть, если они желают жить в гармонии с самими собой. Им необходимо оставаться верными собственной природе".

Однако это вовсе не значит, что самоактуализация характерна лишь для творческих одаренных людей. Свой потенциал могут реализовать абсолютно все, вне зависимости от профессии, выполняя как можно лучше то, что они умеют делать.

Маслоу провел исследование, в которое вошло множество известных людей с высоким уровнем самоактуализации: Альберт Эйнштейн, Авраам Линкольн, Уильям Джеймс, Элеонора Рузвельт, Томас Джефферсон, Олдс Хаксли, Бенедикт Спиноза, Альберт Швейцер и др.

В ходе проделанной работы он выяснил, что самоактуалзирующимся людям свойственны следующие черты:

  • Автономность (независимость от окружения, общественных норм и стереотипов);
  • Более полное и реалистичное восприятие окружающей действительности и гармоничные с ней отношения;
  • Приятие (себя, других людей и природы);
  • Любовь к одиночеству и потребность в уединении;
  • Простота, естественность и непосредственность;
  • Развитое чувство юмора, тонкое и философское;
  • Креативность;
  • Способность сохранять свежесть восприятия;
  • Способность к более глубоким, чем у обычных людей переживаниям и отношениям;
  • Способность с легкостью распознавать любые проявления лжи;
  • Умение сосредотачиваться на определенной цели либо задаче;
  • Демократичность;
  • Чувство общности с окружающими людьми и миром (Gemeinschaftsgefuhl);
  • Мистические и пиковые переживания.

Рассмотрим некоторые из них более подробно.


Автономность

Самоактуализирующиеся личности свободны действовать и поступать так, как они считают нужным, вне зависимости от общественного мнения. Такая автономность дает им возможность использовать свой внутренний потенциал и все доступные возможности для собственного развития. Эти люди обладают достаточной силой для того, чтобы действовать исходя из собственного понимания, не руководствуясь чужими мнениями и не подвергаясь влиянию со стороны. Они не жаждут достижения высокого общественного положения и статуса. Развитие и внутренний рост находится для них на первом плане, а внешние потребности оказываются менее значимыми.

Более полное восприятие реальности

Самоактуализирующиеся личности имеют способность к беспрестрастному восприятию окружающей реальности. Они способны видеть ее не такой, как им того хочется, а такой, какой она является на самом деле. Псевдооптимизм, стереотипы, опасения и надежды практически не оказывают воздействия на самоактуализирующегося человека. Вместе с этим, он глубже сонастроен с жизнью, проживая ее на качественно ином, более высоком уровне.

Принятие

Самоактуализирующиеся личности принимают себя такими, какие они есть. Их не тяготят чувство вины и стыда, угрызения совести и переживания по поводу будущего - те состояния, которые так часто присущи другим людям. Свою физическую природу, свое физическое тело и все его особенности они воспринимают с удовольствием и испытывают радость от этой жизни. Они также полностью осознают факт того, что человеческие существа болеют, стареют и в итоге умирают.

Потребность в уединении

Самоактуализирующиеся личности крайне нуждаются в уединении и неприкосновенности их внутреннего мира. Поскольку они не желают быть зависимыми от кого либо и не хотят, чтобы другие были зависимыми от них, такие люди в полной мере наслаждаются обилием и полнотой любви и дружеских отношений. Для обычных людей такое поведение может показаться излишне холодным и равнодушным, однако их это нисколько не смущает - не желая создавать каких-либо привязанностей, любые взаимоотношения они строят только на основании свободы.

Простота и естественность

В повседневной деятельности и поступках самоактуализирующихся людей четко прослеживается непосредственность, спонтанность и отсутствие намерения произвести впечатление на окружающих. Но это вовсе не значит, что они все время ведут себя наперекор традициям. Они умеют адаптироваться, и, если этого действительно нужно, могут соблюсти некоторые нормы и ритуалы, чтобы не усложнять жизнь ни себе, ни другим людям. И в то же время, если они видят, что пойти наперекор каким либо условностям просто необходимо, они без всяческих колебаний отклоняют общественные нормы и правила.

Свежесть восприятия

Люди, идущие по пути самоактуализации, умеют ценить самые обыкновенные жизненные моменты и ситуации, а также наслаждаться ими. При этом они ощущают новизну каждого мгновения, испытывают чувства удовлетворения, блаженства и даже экстаза. К примеру, в очередной раз наблюдая восход солнца, обычный человек не способен увидеть в нем ничего примечательного. А для самоактуализирующейся личности он всегда станет чудесным и удивительным переживанием, не похожим на предыдущие. Такие люди умеют ценить даже самые маленькие радости, они никогда не жалуются на свое здоровье, свою судьбу или на то, что их жизнь скучна и неинтересна.

Пиковые (мистические) переживания

В процессе изучения самоактуализации, Абрахам Маслоу пришел к очень интересному открытию: большинство из его испытуемых переживали так называемые пиковые переживания. Это своеобразные экстатические состояния, которые переживаются как кульминационные мгновения в любви, вдохновение в процессе творчества, блаженство при раскрытии и единении с природой. Во время пикового переживания люди ощущают чувство полной гармонии с окружающим миром, утрачивают ощущение личного "Я", теряют ощущение времени и пространства. Таким образом, описывая пиковые или же мистические переживания, Абрахам Маслоу вплотную подошел к пониманию того, что такое медитация.

Глубокие взаимоотношения

Самоактуализирующиеся люди предпочитают более глубокие взаимоотношения с другими людьми, тогда как все остальные вполне удовлетворяются поверхностными, "контактом масок". Как правило их друзья также более близки к самореализации чем "среднестатистические" личности. Самоактуализирующийся человек очень ценит все доступные ему переживания и чувства и способен идти в них открыто, глубоко и тотально, не прибегая к различным психологическим защитам.

Демократичность

По мнению Маслоу, люди, стремящиеся к самоактуализации, являются наиболее демократичными. Они не имеют каких-либо предубеждений и всегда с уважением относятся к другим людям, кем бы они ни были, какое бы положение в обществе ни занимали и к какой бы расе и религии ни относились. Помимо этого, они всегда готовы учиться у окружающих, не стремясь при этом быль лучше кого-то или доминировать над кем-то.

Философское чувство юмора

Философское, положительное и тонкое чувство юмора - еще одна из отличительных особенностей самоактуализирующихся людей. Тогда как обычные шутки могут высмеивать кого-то либо быть непристойными, здорым людям больше по душе юмор, который высмеивает глупость всего человечества. Хорошим примером является шутки Авраама Линкольна, которые не просто были смешными, но и содержали в себе нечто поучительное, чем-то напоминая притчи. Такой юмор чаще всего вызывает не громкий смех, а легкую улыбку.

Креативность

В своих исследованиях Маслоу пришел к заключению, что абсолютно все самоактуализирующиеся личности являются творческими людьми. Однако их творчество и креативность не обязательно реализуется в сфере искусства или науки. Эти качества присутствуют в их повседневной жизни в качестве естественного выражение открытой, чувствующей, внимательной и живой личности. Такую креативность Маслоу сравнивал с простой, естественной креативностью, характерной для неиспорченных детей.

Чувство общности

Самоактуализирующиеся личности прекрасно понимают, что они нераздельно связаны с другими людьми и со всем Существованием. Вся Вселенная является единым и неделимым органическим целым, и, не смотря на то, что в физической реальности мы обладаем телом, умом и эго, которые заставляют нас чувствовать свою отделенность и отчужденность, на самом деле это не так. Это можно сравнить с волнами на поверхности океана – изначально можно подумать, что они представляют собой нечто отдельное, но на самом деле каждая волна является неотъемлемой частью океана, в глубинах которого – единство.


Исходя из всего вышесказанного, можно подумать, что самоактуализирующиеся люди - настоящие ангелы, находящиеся на недосягаемом для обычных людей уровне. Однако Маслоу однозначно говорил, такие личности вовсе не совершенны - слабости и недостатки для них также характерны. Однако это не мешает им быть великолепными примерами психического здоровья и позволяет увидеть, что возможности для человеческого роста в действительности являются намного большими нежели те, которых нам удалось достичь на настоящий момент.


Маслоу описывает девять характерных черт самоактуализации:

  • Полное проживание настоящего с осознанием того, что происходит внутри нас и вокруг нас.
  • При каждой возможности делать выбор в пользу получения нового неожиданного опыта, а не удерживаться за старый и привычный.
  • Иметь собственное мнение и принимать решения вне зависимости от мнений других людей.
  • Быть честным с самим собой и принимать на себя ответственность за свою жизнь.
  • Доверять своим инстинктам и интуиции и действовать в соответствии с ними (выбирая профессию, спутника жизни, режим питания и др.), а не соглашаться с общественными нормами.
  • Непрестанное развитие своих способностей, использование их для того, чтобы как можно лучше делать то, что тебе нравится.
  • “Пиковые переживания” — моменты, в которых человек глубоко вовлечен в какую-либо деятельность, когда он думает, действует, чувствует более ясно и четко, более полно осознает мир и себя, у него появляются новое видение, изменяется отношение к окружающей реальности, он ощущает восторг и экстаз.
  • Осознание в себе “психологических защит” (проекций, вытеснений, идентификаций) и их устранение.
  • Удовлетворение потребности в самоактуализации, самосовершенствовании, осознании смысла своей жизни и осуществлении своего предназначения.

Известный психолог и психотерапевт Карл Роджерс в стремлении людей к самоактуализации видел некую глубинную жажду, тенденцию к развитию и росту, которая присуща не только человеческому существу, но и является неким универсальным законом, характерным для всего мироздания:

"Эта тенденция проявлена во всей Вселенной на всех ее планах и касается не только живых существ... Двигаясь в направлении самоактуализации, личность подключается к процессу, который пронизывает всю физическую реальность. А в сферах еще более высоких мы имеем дело с мощнейшей созидательной энергией, посредством которой и была сформирована наша Вселенная: начиная от крошечной снежинки и заканчивая самой большой галактической системой, начиная от примитивной амебы, и заканчивая тонкой, талантливой и духовно возвышенной личностью. Мы соприкасаемся с возможностью трансформировать самих себя, развивая новые, более духовные направления на пути эволюции".

Пирамида потребностей Маслоу

Абрахам Маслоу предложил иерархию основных человеческих потребностей, которая впервые в 1943 г. опубликовал журнал Psychological Review. В ней рассматривалось 5 уровней: уровень физиологических потребностей; уровень, связанный с необходимостью в безопасности и защите; социальные (общественные) потребности; необходимость в самоуважении и признании; а также духовные потребности, в число которых входит и потребность к самоактуализации. Позже эта иерархия стала известной как "пирамида потребностей Маслоу", хотя нужно отметить, что в работах и публикациях самого автора такая схема отсутствует и была введена, по всей видимости, для более упрощенного и наглядного изложения его концепции.

Маслоу высказал мнение о том, что все потребности людей свойственны им от рождения, они инстинктивны, и по своей значимости упорядочены в иерархическую модель. Эта модель подразумевает, что после удовлетворения потребностей, размещенных на более низких ступенях, у человека появляются запросы, относящиеся к более высоким сферам.

"Я абсолютно убежден в том, что человек может жить и единым хлебом, если он окажется в таких условиях, в которых ему будет не доставать хлеба. Но что произойдет с его устремлениями, когда хлеба будет достаточно и он будет сыт? Человек осознает в себе новые потребности, которые относятся к более высокому уровню. Таким образом, постепенно продвигаясь вперед путем удовлетворения каждого уровня своих потребностей, личность подходит к наивысшему из них - уровню, включающему потребность к самоактуализации".

На настоящее время существует более полная и подробная пирамида потребностей Маслоу, состоящая из семи уровней:

  • Физиологические потребности - все, что необходимо для простого выживания человека - пища, вода, кров, отдых, сон, секс.
  • Потребности в безопасности: ощущение защищенности, уверенности в завтрашнем дне, защита от физических и моральных угроз, чувство комфорта.
  • Социальные потребности - необходимость в общении, заботе о других людях и получении заботы в ответ, необходимость во внимании со стороны других людей, возможность испытывать чувство привязанности и ощущать поддержку со стороны, участвовать в совместной деятельности.
  • Потребности, связанные с необходимостью чувствовать свою нужность и значимость, необходимость в личных достижениях, уважении и признании со стороны других людей, самоуважении.
  • Познавательные и творческие потребности: исследовать, знать, уметь, творить, создавать что-то новое, делать открытия.
  • Эстетические потребности: потребность любить и быть любимым, ощущать радость, гармонию, красоту.
  • Духовные потребности: стремление к росту, развитию, самопознанию, и самоактуализации.
пирамида потребностей Маслоу

Но это вовсе не означает, что пирамида потребностей одинаково применима ко всем людям и что ее ступени находятся в фиксированном, указанном на диаграмме, положении. В зависимости от индивидуальных особенностей человека, взаимное расположение потребностей может меняться. Кроме того, возможны случаи активизации наивысшего, духовного уровня, в условиях неудовлетворения самого нижнего, физического. Высокоразвитой духовной личности, которая находится на пути самоактуализации, иногда приходится сталкиваться с материальными трудностями. К примеру, Винсент ван Гог писал свои гениальные картины, голодая несколько дней в неделю, для того, чтобы сэкономить деньги на краски.

В более поздних работах "На подступах к психологии бытия" и "Новые рубежи человеческой природы" Маслоу значительно видоизменил свою многоступенчатую иерархию. Все потребности людей он разделил на низшие, "дефицитарные", обусловленные недостатком чего-то, и высшие, "бытийные", которые направлены на рост и самопознание.

Скачать книги Маслоу одним файлом

Маслоу видел человека как "желающее существо", не способное к достижению состояния абсолютного удовлетворения, в котором отсутствовали бы всяческие желания и потребности. Не известно, знал ли об этом сам автор пирамиды потребностей, но он выразил приблизительно то же, о чем сказано в первых двух из четырех благородных истин Гаутамы Будды: "эта жизнь есть страдание, извечная неудовлетворенность", "причина, суть страдания заключается в наших непрекращающихся желаниях.".

Маслоу очень хорошо понимал, что удовлетворение нужд, находящихся на низшем уровне - основа основ. Идеальное общество он в первую очередь видел как общество сытых людей, у которых нет причин для беспокойства и тревог, которым нечего бояться.

После периода счастья, воодушевления, удовлетворенности и ощущения полноты бытия непременно возникает отношение к достигнутому как к чему-то обычному, приходит беспокойство, чувство неудовлетворенности и жажда большего!

Поэтому пирамида потребностей Маслоу наталкивает и на другие интересные рассуждения. В ХХ веке люди достигли того этапа развития, когда, при должном подходе, можно было бы удовлетворить низший, физиологический уровень каждого человека. Современные технологии позволяют производить нужное количество пищевых продуктов, которыми можно было с избытком накормить все человечество. Но почему этого не происходит? Почему страны третьего мира продолжают голодать, в то время как на западе бесцельно избавляются от излишних тонн нереализованной пищевой продукции? Быть может по тому, что кому-то просто не выгодно, чтобы базовые потребности людей были удовлетворены и они задумались о чем-то более высоком? Ведь что случится с этим обществом, если все люди начнут стремиться к самоактуализации? Оно кардинально изменится, и те, кто управляют этим миром сейчас, больше не смогут им управлять. Поэтому, намного проще, чтобы массы думали только об элементарном - о том, что находится на первой ступени пирамиды потребностей Маслоу.

Роль Маслоу в психологии

Абрахам Маслоу

Абрахам Маслоу принес в психологию абсолютно новые взгляды на природу людей, сумев выступить против большинства признанных и уже устоявшихся на то время теорий и концепций.

"Должен признаться, что я пришел к осознанию того, что гуманистическое направление - настоящая революция в психологической науке в самом прямом смысле этого слова, в том же, в котором она была осуществлена Галилеем, Дарвином, Эйнштейном и Марксом - это кардинальный переворот во взглядах на общество и человека, в способах поведения и мышления, в подходах к ценностям и этическим нормам, в ориентирах для продвижения вперед".

На основе гуманистической психологии получили развитие различные терапии, в основе которых находится понимание того, что человек обладает колоссальными возможностями для роста во всех возможных направлениях - физическом, интеллектуальном и духовном. Роль такой терапии заключается в том, чтобы помочь личности устранить существующие препятствия на ее пути к самореализации. Наиболее известным из терапевтических центров, открытых на основе идей Маслоу, является Центр клиент-центрированной терапии, созданный Карлом Роджерсом.

Являясь создателем гуманистической психологии, которая учитывала в человеке его духовное измерение, в последние годы своей жизни, наряду со Станиславом Грофом и другими психологами, Абрахам Маслоу стоял у истоков создания четвертой силы в психологической науке - трансперсональной психологии.

Гуманистический подход оказал и продолжает оказывать огромное влияние на множество научных направлений: религиоведение, психологию науки, теорию и практику управления, межкультурное изучение личности и другие.

Если вы намерено планируете стать менее развитой и значимой личностью, чем способны, хочу вас предупредить, что вы окажетесь глубоко несчастным человеком.

Однако Маслоу выступал против любой науки, которая забывает о духовном аспекте человека, а также был против организованных религий, которые монополизировали его духовную жизнь. По его мнению, наука абсолютно справедливо отвергла религиозные ответы на жизненно важные вопросы, однако отбрасывать сами вопросы было вовсе не правильно.

"Все существующие религии и церкви в итоге могут стать основными врагами для религиозного опыта, а также для людей, испытывающих пиковые переживания. Ценности, относящиеся к духовной сфере естественны и не могут являться исключительной монополией организованных религий".

А. Маслоу говорил об индивидуальной религиозности, которая выражает внутренний мир человека и является совокупностью его устремлений, переживаний и чувств.

Таким образом, гуманистическая концепция Абрахама Маслоу является своеобразной философией жизни, основываясь на позитивных взглядах на природу людей, а также является одной из самых ранних попыток в психологии учитывать в человеческом существе его духовное начало.


Нравится



НОВОСТИ ПО ТЕМЕ

Скачать книги:

Абрахам Маслоу - Мотивация и личность

Абрахам Маслоу - Новые рубежи человеческой природы

Абрахам Маслоу - На подступах к психологии бытия

Абрахам Маслоу - Дальние пределы человеческой психики

Абрахам Маслоу - Все книги одним файлом

Ссылки:

www.maslow.hpsy.ru   (раздел сайта, посвященный Абрахаму Маслоу).

www.maslow.com   (официальный сайт А. Маслоу c публикациями его работ (на английском языке).